?

Log in

No account? Create an account

I · can · dance · my · name


Про вальдорфские школы

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Когда мой сын должен был пойти в школу у меня было сразу два кризиса, во-первых, я чувствовала себя ужасно старой, потому что воспитывать малыша, который ходит "в садик" это как-то мило, а тут он рррраз и становится целым школьником, что автоматически превращало меня на эмоциональном уровне в маму дяди Федора. Явно очень взрослую и занудную миссис... Ну а второй кризис случился по поводу "не могу же я отдать ребенка в обычную школу, он же уникальный!".


Слава Богу, в Германии все дети обязаны ходить в школу и мысли о домашнем обучении очень быстро покинули мою голову. В начальную школу, ребенок живущий в Германии, идет или по месту жительства в государственную школу, или в какую-то иную частную. Государственные школы очень зависят от района в котором находятся, и от того каких учителей в них прислали. Наша районная школа очень и очень хорошая во всех отношениях, но у меня на тот момент все еще было очень много сил и упорства, чтобы наполнять жизнь дополнительными приключениями и я решила искать альтернативы)) Собственно пост этот я пообещала себе написать тогда, когда искала повсюду отзывы о вальдорфской педагогике и не находила их. В сети много всего, но так чтобы живые люди не вернутые на эзотерике написали что-то конкретное - ничего не попалось.
Гоша заканчивает четвертый класс и если бы он пошел в обычную районную школу, то еще зимой мы бы знали в какую следующую школу будет он ходить, и чему он научился за предыдущие годы. Гоша ходит в вальдорфскую школу, это значит, что он останется со своим классом пока не женится и не родит троих мальчиков до конца школьных лет чудесных. Чему он научился за последние годы я прочитаю в его табеле через пару недель, но кое-что я все еще помню, поэтому могу рассказать о плюсах и минусах.

С самого начала учебы мой ребенок стал очень самостоятельным. Он явно чувствовал себя хорошо в классе и вообще в процессе обучения, так как у него очень быстро улучшилось знание немецкого языка, а к концу года он окончательно превратился в билингва(до школы он ходил "в садик", это три года жизни, первые два из которых он старался сделать все, чтобы не выучить ни слова на этом языке). А на данный момент он неплохо изъясняется на французском и постигает английский!
Насколько я помню, в первый год всех очень беспокоило то, когда же дети наконец будут уметь читать и писать, ведь все знакомые дети уже выводят крючочки в прописях, а наши - нет. Я не помню когда ситуация изменилась, кажется в первом классе они весь год писали в альбомах огромные буквы восковыми мелками, рисовали к ним картинки, писали слоги и к концу года продвинутые дошли до слов. Вывод - то, что кажется ужасной проблемой в определенный момент времени, спустя пару лет не удается даже вспомнить в деталях.
Дети фантастически много всего делают на природе. Вообще я люблю когда мой хорошенький мальчик похож на фотографиях на книжную картинку про маленького лорда Фаунтлероя, но когда я пару раз забрала его из школы насквозь пропитанного грязью в чужих резиновых сапогах, мне стало понятно, что дети там не сидят весь день за чистыми партами и одевать их надо как если бы мы ехали к дедушке на дачу. Ребенок облегченно вздохнул и стал в два раза счастливее.
Трижды мои неравнодушные подруги сравнивали уровень материала в их государственных школах и гошиной вальдорфской - всегда совпадало. От себя могу сказать, что по математике они полгода назад начали учить дроби, а я точно помню, что в моей жизни они пришли в таком виде только в 5 классе, так что меня он уже обогнал!
В прошлом году был большой строительный проект, дети строили забор, они сами рисовали эскизы, выбрали победителя, рассчитали как надо строить забор по их задумке, в итоге они шлифовали доски, выпекали керамические плитки, гнули железные листы на специальном станке, красили деревяшки, клали кирпичную стену и строили "отель для насекомых" из всяких корзинок, прутиков, дерева, соломы и прочего. Они писали об этом заборе тексты, а так же о профессии разных мастеров, рассчитывали материалы и размеры... Научились очень-очень многому, но по-моему так и не поняли, что на самом деле это их учили все это время. Ребенок вставал в школу раньше будильника, пытался уйти на час раньше нужного времени.
Разные проектов у них очень много, перечислять, наверное, бессмысленно, так как самое главное для меня лично то, что ребенок действительно с огромным желанием идет каждый день в школу. Ему нравится узнавать новое, читать книжки и делиться своими открытиями.
Из недостатков могу назвать основным то, что если у ребенка не сложились отношения с классным учителем, то это практически противопоказание для того, чтобы оставаться в этом классе, потому что учитель остается с классом 7-8 лет и решает очень многое. Из этого вытекает следующий минус - если учитель плохо преподает, то плохо преподаваться будут все предметы, к сожалению.
Большие классы многие считают минусом, у Гоши в классе 38 человек. Ну не знаю, мне кажется, что у них проблем нет.
Пока я пыталась найти рассказы людей о том, как их дети учатся в школе, где не рассказывается об устройстве мира и особенностях детской психики, и как все это переплетается и поддерживается добрыми и спокойными учителями в одеждах из натуральных тканей, окрашенных куркумой, я поняла, что все это - минус для меня. То есть я "за" органичность и ненавязчивость, но я не хочу чтобы кто-то "знал все" и пытался убедить меня. Наверное, есть и такие школы, где люди эзотерически настроены, но у нас с этим сложностей не было никаких. Вообще. Я даже свозила ребенка пару раз в Базель в Гетеанум чтобы показать ему из чего все зародилось, он посмотрел-посмотрел и решил стать архитектором как дедушка.
Еще из особенностей, которые, наверное, могут стать противопоказанием  - в школе нет оценок очень долго. В гошиной школе их нет до 8 класса. Я не буду сейчас говорить о том, что учиться в этой школе так интересно, что дети и так учатся изо всех сил, или нет стресса, это же главное... Есть те, кому непременно нужны внешние стимуляторы или рамки, если ребенку некомфортно без оценок, то ему лучше идти в такую школу, где он их получит.

Я пообещала себе, что когда Гоша окончит начальную школу я напишу все это, чтобы те, кто отчаиваются в интернете с поисковыми запросами "вальдорфская школа отзывы" нашли что почитать. Но я не могу дать однозначных советов вальдорф/не вальдорф. Так как я сама училка время от времени, то я могу сказать следующее, это банально, но факт - заниматься со своими детьми вам придется все равно. Если они одарены от природы сверх меры, то вы будете возиться с ребенком как с писаной торбой и возить его на олимпиады и к репетиторам или заставлять оторваться от пианино и выйти хоть на полчаса на качелях покачаться. Если ребенок "не тянет", то вы опять будете возиться с ним как с писаной торбой, самолично заниматься или возить к тем же репетиторам, а, может, даже искать какую-то другую школу, чтобы ребенок "раскрылся". Факт в том, что школа останется только некоей частью вашей жизни и если ребенок будет отлично схватывать языки/математику/географию, то вы будете уверены в том, что это он такой гениальный и "весь в мать", а если он будет тормозить в языках/математике/географии, то вы скорее всего перероете интернет в поисках альтернативного преподавания, лучших в мире пособий и чудесных преподавателей, который в глаза ласково посмотят и уже все в голове по полочкам само улеглось. Школа это все же лишь некая площадка, которой родители и дети могут пользоваться для того, чтобы отточить те или иные знания для своей дальнейшей учебы и жизни, и не стоит воспринимать ее слишком серьезно. А какая из них вам удобнее - решается каждый раз индивидуально. В нашем случае победило то, что школа очень близко от дома и что в ней с первого класса два иностранных языка.
Если вдруг кому-то этот рассказ показался интересным, но остались вопросы - задавайте, я буду рада на них ответить!

* * *